Биография Бурляева Николая Петровича
Родился 3 августа 1946 года в Москве. Дедушка и бабушка - Людмила и Диомид Бурляевы - были актерами передвижных малороссийских театров, под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции. Дед был комиком, а бабушка — драматической актрисой.
Ещё подростком, в возрасте 13 лет, будущий актер снялся в короткометражном фильме «Мальчик и голубь», над которым Андрей Кончаловский работал на учебной студии. На престижном Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году на конкурсе фильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала «Бронзового льва св. Марка». В фильме «Мальчик и голубь» снимался Владимир Шурупов, профессиональный актер, который привел Бурляева в Театр имени Моссовета. Главный режиссер театра народный артист СССР Ю. Завадский занял новичка в постановке «Ленинградский проспект» по пьесе И. Штока. Главную роль беспокойного и доброго советского человека Василия Павловича Забродина в спектакле играл знаменитый Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его внуком, 14-летним Васей Забродиным. Юный артист сыграл с выдающимся мастером в 150 спектаклях. Когда в 1966 году Николай Дмитриевич скончался, Бурляев ушел из театра.
В 1960 году Андрей Тарковский увидел Бурляева в тонстудии, где происходила запись «Мальчика и голубя». Примерно через неделю позвонил Андрей Кончаловский и предложил прочитать рассказ Владимира Богомолова «Иван». А спустя еще неделю позвонили ассистенты Андрея Тарковского и предложили Николаю приехать на Мосфильм, на пробы. Юный актер был утвержден на главную роль в картине «Иваново детство» (1962). Мститель, маленький разведчик, оборвыш с убийственным металлом в руке. Как и лента «Мальчик и голубь», фильм «Иваново детство» был представлен на кинофестивале в Венеции и получил главный приз — «Золотой лев св. Марка».
В дипломном спектакле «Волки и овцы», поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных мужчин» Р. Роуза. Режиссер - Никита Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.
В 1966 году сыграл роль Бориски в завершающей новелле «Колокол» кинофрески «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Фильм был «положен на полку» и вышел на экраны в 1971 году, а в 1988 году с другим названием — «Страсти по Андрею».
Также долго шла к зрителю картина «Проверка на дорогах» («Операция "С Новым годом!"»), поставленная Алексеем Германом. Лента была закончена в 1972 году и тут же была запрещена. Фильм был списан в убыток («Ленфильм» компенсировал государству полную стоимость работы). Только в 1985 году картина обрела экран. Николай Бурляев сыграл эпизодическую роль - согласившегося служить гитлеровцам молоденького военнопленного.
В 1972 году сыграл роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока».
Из интервью режиссера Алексея Баталова: «Для молодого человека такая роль - почти непосильный груз. Но тем не менее мы твердо решили, что Алексея Ивановича будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском».
В 1976 году закончил режиссерский факультет ВГИКа, дипломная работа - «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения.
В 1984 году сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина фильме «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского. Фильм был удостоен десятков международных наград, а в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью.
В 1987 году Николай Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа над фильмом длилась 6 лет, в съемках было занято 5000 человек, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта в чтении самого постановщика. Лента получила негативную оценку, а режиссера обвинили в «националистическом экстремизме». Фильм «Лермонтов» ни разу не был показан на Центральном телевидении.
В 1989 году режиссер Юрий Кара пригласил Николая Бурляева на роль Иешуа в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита». Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Актер причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме.
Режиссерскую работу Николай Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. После этой работы возникло решение: вместе с Виктором Туровым и актером Владимиром Гостюхиным Николай Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею - в апреле 1992 года был организован киноцентр «Русский фильм». Первым практическим деянием киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь». Было решено открывать МКФ в день памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 фильмов и 30 участников — были представлены Россия, Беларусь, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии. Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде — городе, который называют «сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля — «За нравственные, христианские идеалы.
Председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов (1997).
Президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992).
Генеральный директор киноконцерна «Русский фильм» (1992).
Член Патриаршего Совета по культуре (2010).
Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации (2016).
Учредитель «Фонда православной культуры священника Павла Флоренского». Член правления Союза кинематографистов РФ.
Член Союза писателей.
Академик Международной славянской академии.
Президент Фонда культуры казаков России.