Вручение Всероссийской литературной премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» за 2014 год.

Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» за 2014 год.

Лауреатами Премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» за 2014 год стали: прозаик Поляков Юрий Михайлович за роман «Гипсовый трубач», поэт Мизгулин Дмитрий Александрович за собрание поэтических произведений, прозаик Кренёв Павел Григорьевич за книгу рассказов «Мужской поступок».
Лауреат Премии Поляков Юрий Михайлович родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Отец — Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтёр. Мать — Полякова Лидия Ильинична, технолог.
Способности Полякова впервые выявила школьная учительница литературы И. А. Осокина. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. На старших курсах стал работать учителем. Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Л. Н. Васильевой).
Стихи начал писать ещё в школе, а с 1973 году занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации. Посещал семинар поэта В. В. Сикорского. Первое стихотворение Полякова было опубликовано в 1974 году в газете «Московский комсомолец», через три года газета поместила большую подборку стихотворений. После окончания института Поляков недолгое время преподавал в Школе рабочей молодёжи.

Лауреат Премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» 2014 года Поляков Юрий Михайлович. Фотограф Григорий Алмазов.
Лауреат Премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» 2014 года Поляков Юрий Михайлович. Фотограф Григорий Алмазов.

Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» — написанные в самом начале 1980-х годов, они были опубликованы лишь с началом «перестройки»: в январе 1985 года «ЧП…» напечатал журнал «Юность», а через два года — и «Сто дней до приказа». Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям. Свои философские наблюдения над жизнью современного общества Поляков отразил в книгах «Демгородок», «Апофегей», «Козлёнок в молоке». Одна из самых увлекательных вещей писателя — авантюрная любовно-детективная повесть «Небо падших», о жестокой цене, которую приходится платить за сверхстремительный успех и сказочное обогащение новых хозяев жизни. Более чем 130-тысячным тиражом вышел роман «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста.
В 1981 году Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии», кандидат филологических наук. В том же году был принят в Союз писателей СССР.
C 19 апреля 2001 года — главный редактор «Литературной газеты» — 31-й в истории газеты.
В 2000-х годах выступил с серией публицистических очерков-памфлетов («Молчание кремлят» и др.) — о роли литературы в жизни постреформенного российского общества, писательском конформизме и рычагах манипулирования литературным процессом.
Критики выделяют Полякова как лидера в жанре «гротескного реализма», в исторической ретроспективе характерного для столкновения эпох; отмечают своеобразный и всегда узнаваемый язык произведений Полякова, наполненный аллегориями и метафорами, изящных описаний эротики, насыщенный тонкой иронией, незаметно переходящей в лиризм. В романах и повестях писателя, фрагменты которых носят публицистический характер, ярко дана сатирическая картина жизни российской творческой интеллигенции.
В 2012 году вышел сборник «Убегающий от любви», куда вошли как ранние, так и новые повести Полякова, продолжающего изучать психологию преуспевающего российского интеллигента, часто — удачливого предпринимателя, находящегося в поиске себя и своей, по оригинальному выражению писателя, «сначальной» жизни.
Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.

Член жюри и первый секретарь Правления Союза писателей России Геннадий Иванов награждает Кренёва Павла Григорьевича литературной Премией имени Н.С. Лескова «Очарованный странник». Фотограф Григорий Алмазов.
Член жюри и первый секретарь Правления Союза писателей России Геннадий Иванов награждает Кренёва Павла Григорьевича литературной Премией имени Н.С. Лескова «Очарованный странник». Фотограф Григорий Алмазов.

Лауреат Премии Павел Григорьевич Кренёв – писатель зрелый и самобытный. Его проза для юношества, в особенности книга рассказов «Мужской поступок», отличается  хорошим познавательным и воспитательным содержанием.
Писатель приводит нас в край северной тайги, на берег Белого моря – в этот заповедный край, в который тянется душа каждого русского человека. Мы видим  подростков, которые  впитывают традиции поморского уклада, которые хотят походить на своих отцов и дедов, смелых и верных мореходов, охотников, рыбаков. Мы видим как постепенно юноши, обретая знания и проходя через испытания, становятся гражданами самобытного и свободного русского  Севера.
Читая написанные добротным языком рассказы Павла Кренёва, снова и снова поражаешься, насколько прекрасна наша Россия, как замечательны люди, населяющие её.
Рассказы «Мужской поступок», «Моряк со «Стремительного», «Добрые люди или Как я поступал в Суворовское училище» и другие направляют мысль юного читателя к пониманию того, что жизнь испытывает человека и надо быть готовым к этим испытаниям, что надо закалять характер, что надо серьёзно относиться к жизни и надо любить свою Родину. Об этом сейчас не так уж часто пишут в книгах для юношества.
Павел Кренёв родился и детство провёл в селе Лопшеньга Архангельской области. Когда-то эти места воспел писатель Юрий Казаков. Одна из его книг так и называлась «Поедемте в Лопшеньгу». Сейчас Павел Григорьевич задумал проводить в родных местах такие ежегодные литературные встречи «Поетемте в Лопшеньгу», посвящённые Юрию Казакову.
Его книга «Мужской характер» очень патриотична, в самом живом и точном смысле этого слова.

Лауреат Премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» 2014 года Мизгулин Дмитрий Александрович. Фотограф Григорий Алмазов.
Лауреат Премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» 2014 года Мизгулин Дмитрий Александрович. Фотограф Григорий Алмазов.

В номинации "Поэзия" Первая премия присуждена поэту Мизгулину Дмитрию Александровичу. Юрий Перминов тепло отзывается о поэзии Дмитрия Мизгулина: "Есть такие строки, до которых нельзя дописаться, до них можно только дожиться. Как сказал Борис Пастернак: «И здесь кончается искусство // И дышат почва и судьба...». За такие строки платят жизнью. В сущности, только они и представляют ценность. «Судьбой и почвой» дышит и поэзия Дмитрия Мизгулина, поэта, пока мало оцененного современниками. Нет, другому того, что есть (публикации, отзывы критиков), хватило бы сверх меры, да и сам Дмитрий не печётся, как некоторые «гении», о земной славе, будучи православным человеком по глубинной сути своей, а не декларативно.
Достаточно открыть его «Избранное», состоящее из одиннадцати тетрадей, и вчитаться в верные русской традиции строки, чтобы чужая ложь стаяла, как снег, и проступила почва для новых всходов – образов и мыслей, очерчивающих характер русского человека на грани исторического слома, перед смертельной угрозой исчезновения с лица земли, человека, вопреки всему хранящего смыслы родной культуры как зёрна для будущей нивы:

Кругом – бардак, кругом – бедлам.
И лишь в душе Спаситель…
По вере вашей будет вам,
Чего ни попросите.

Темна осенняя река,
И берега в тумане.
Пусть вера ваша вам всегда
Оплотом духа станет…

Стихи Мизгулина – это своего рода поэтический разговор, который ближе и душевней иных нарочито пафосных возвышенных «главных» разговоров о «высоком», нужный разговор, важный, может быть, самый насущный для души твоей, исповедальный разговор:

Снова меняются роли
Жизни дневной и ночной:
Звезд васильковое поле,
Месяц как колос ржаной.

Где-то вдали отзвучали
Поезда сотни колес,
И на пустынном вокзале
Тихий уснул тепловоз –

В масле горячем и пыли,
Теплый, как хлеб из печи,
Фары, погаснув, застыли,
Тускло мерцая в ночи.

Мирно полночное небо,
Сон, тишина и покой,
Пахнет пшеницей и хлебом,
Тестом и теплой мукой.

И нет оков, только распахнутые объятья пространств, ожидание предстоящей встречи да радость неизведанного пути, в конце которого, верно, уготовано нам последнее пристанище.
Долог ли предначертанный нам путь? Или уже разомкнута цепь времен, ослабла наша дерзновенная мощь, и ее жалкие остатки холодным пеплом скоро будут развеяны по пустым просторам, где некогда так привольно, сладко было обитать русской душе?
Но если хоть в одном ранимом сердце хранится это трепетное чувство, если одна любовь расправляет нам крылья и уносит в недоступные небеса, стало быть, есть такая сила. Пожалуй, в этом – суть творчества Мизгулина.
Читая стихи Дмитрия Мизгулина, вдруг понимаешь: гамлетовское «быть иль не быть» – совершенно не для нас, это для Запада, где каждый в одиночку принимает на себя бремя судьбы, выбирает месть врагам или вообще спасение мира – и побеждает (а много чаще всё-таки погибает) тоже в одиночку. У русских – иное. И право на эту инакость мы отстаиваем сегодня не перед Западом (бессмысленное занятие! Они не просто не хотят – не могут понять), а перед собой и перед Богом.
Почти в каждом стихотворении «Избранного» Мизгулина есть то почти неуловимое, но чрезвычайно важное, что позволяет ему в творчестве подыматься на трудно достижимую и чаще всего недостижимую для других высоту. Это то «чуть-чуть», из которого, по словам Репина, начинается искусство, это та «искра божья», которая освещает изнутри, как невидимый источник света на картинах Рембрандта".



Возврат к списку